Нет слов!
Рецензия на фильм «Три мушкетера» 1921 года выпуска
Режисер – Фред Нибло
Композитор - Луис Готтшолк
дАрт – Дуглас Фербенкс
Атос – Леон Бэри
Портос – Джордж Сайгмен
Арамис – Юджин Палетт
Ришелье – Найджел де Брулле
Людовик XIII – Адольф Меньо
Анна Австрийская – Мэри МакЛарен
Миледи - Барбара Ла Марр
Уже давно я уразумел, что кино и литература – это две большие разницы, и не задыхаюсь от возмущения, когда экранизация кощунственно отклоняется от оригинала. Я хочу только одного – чтобы она, фильма то есть, передавала дух книги. Тогда я готов простить все ляпы на свете. И вот почему я снимаю шляпу перед режиссером этого немого черно – белого фильма, Фредом Нибло. Он, автор первой в мире экранизации Дюма, сумел воплотить на экране его стиль, юмор, блеск, размах – и все это крайне скромными средствами. Да, он во многом дополнил и переиначил оригинал – но так, что сам папа Дюма, увидев это, зааплодировал бы – он умел ценить чужой талант как никто другой.
Совершенно неожиданно для меня принципы эстетики немого кино - сверкающие глаза, четко очерченные губы, томные дамы с пышными формами и тугими блестящими локонами, стрр-асти в клочья, утрированная мимика и чаплинские шутки – все это удачно срезонировало с духом романа. Этой картине веришь. Очевидно, не у меня одного возникло такое чувство. Мне кажется, что Юнгвальд – Хилькевич тоже этот фильм видел, потому что многие шутки и сцены из него присутствуют в наших «Д'Артаньяне и трех мушкетерах», причем совпадением мыслей с Фредом Нибло это объяснить трудно. Несколько примеров. Начинается фильм с шахматной игры между королем и кардиналом, причем кардинал, используя шахматную терминологию, делает ему тонкие намеки на весьма толстые обстоятельства. До боли похоже на сцену аудиенции у кардинала в 1 серии. Д'Артаньян, приезжая в Париж, меняет лошадь на шляпу. Это тоже есть в нашем фильме – и больше нигде. Король самолично проводит обыск бумаг королевы – в большинстве экранизаций это делает канцлер Сегье, как ему и положено, но только не в нашей. Во время аудиенции мушкетеров у короля все они кланяются королю, а д'Артаньян падает на колени; но тут же, увидев неодобряющий жест короля, поднимается – тоже знакомо, не так ли? Ну и так далее.
Актеры, безусловно, хороши все, но Дуглас Фербенкс просто жжот! Впервые, кстати, я услышал его имя, когда узнал, что фантасту Рею Дугласу Бредбери родители дали второе имя в честь Фербенкса. Тогда меня это сильно заинтересовало – чем он был настолько замечателен? Теперь понимаю, таки есть чем восхищаться! И присоединяюсь к армии его поклонников. Он первоклассный актер! Его мимика, позы, жесты убедительны без всяких слов, он очарователен, стремителен, экспансивен, забавен, местами неловок, но чаще непобедим, он один из лучших д'Артаньянов всех времен, если не самый лучший. Фербенксовы гасконады – украшение фильма и бальзам на мое дартоманское сердце.
Конечно же, придраться при желании есть к чему. К минусам фильма я бы отнес прежде всего не лезущую ни в какие ворота концовку – сразу после бала в ратуше кардинал неожиданно прощает д'Артаньяна, возвращает в его объятия Констанцию, всех трех мушкетеров и Тревиля в придачу, да еще и предлагает чин лейтенанта гвардии – ну перебор, на мой взгляд, уж слишком голливудский хэппиенд. Также смущает, что Фербенкс тянет все одеяло на себя, не давая ни одному из мушкетеров полноценного сольного эпизода. Это, кстати, частая проблема экранизаций. Опять же, полностью выкинута линия Атоса и миледи, а зря – представляете, как бы это выглядело в немом кино, какие страсти-мордасти!
И, судя по всему, именно с этого фильма пошла западная традиция делать Констанцию племянницей Бонасье. Якобы для вящей целомудренности. Глупо, по-моему, выглядит это викторианское ханжество.
Но плюсы однозначно перевешивают!
Господа, я в восхищении. Всем, кто этот фильм не видел, настоятельно рекомендую разрушить стереотип мушкетероманов относительно кошмарных западных экранизаций – одна замечательная все же нашлась!
Матье де Морг
Редакция "Газетт" благодарит Арабеллу за предоставленные кадры из фильма